Самая знаменитая джазовая фотография
1 января 1959 года журнал «Esquire» опубликовал знаменитую джазовую фотографию «Великий день в Гарлеме» или «Гарлем 1958», снятую внештатным фотографом журнала — Арт Кейном. Это черно-белый групповой портрет 57 самых выдающихся джазовых музыкантов, стоящих на фоне браунстоуна в Гарлеме.
Нью-Йорк второй половины 1950-х славился большим количеством ночных клубов, в которых выступали лучшие джазовые музыканты. Их музыка живет и вдохновляет молодых музыкантов и слушателей и сейчас, полвека спустя. В этот исторический момент из той эпохи, по счастливой случайности в о дном кадре оказались десятки джазовых гигантов.
Изначально Кейн просил музыкантов приехать к месту действия к 10 утра (12 августа 1958 года) – он очень хотел, чтобы фотография получилась светлой, и пытался избегать теней. Музыканты медленно прибывали, кто на такси, кто на метро, а кто-то пешком. Несмотря на опасения Кейна о небольшой явке, практически все исполнители появились на легендарной улице.
«Гарлем был тем местом, где джазовая сцена возникла и объединилась», – говорил Джонатан Кейн. Это должно было быть в Гарлеме. И отец хотел показать место, которое отражало бы повседневную жизнь, а не клубную. Это стало улицей, где любой мог бы жить. «Он узнал, что журнал Esquire запланировал написать большую статью о джазе» – рассказывал Джонатан Кейн – музыкант и фотограф который управляет наследием своего покойного отца. «У него появилась идея сделать большой портрет всех этих музыкантов. Его задумка поражала размахом, и в редакции журнала сразу сказали: – «Сделай это»! Не было ни малейшего сомнения о месте съемки.
Арт начал приглашать музыкантов, обращаясь через их агентов, звукозаписывающие компании, клубы и прочие каналы связи, которые только мог найти. Одним из музыкантов, ответивших на звонок, был Сонни Роллинз, блестящий тенор-саксофонист, которому было на тот момент 27. Он уже числился среди самых известных джазовых исполнителей тех лет.
«Все черные музыканты жили в Гарлеме, это было единственным местом, где вы могли бы жить. Мои кумиры, например, Фэтс Уоллер выступали там, куда я ходил в школу, на пересечении 135-й улицы и Ленокс-авеню», – вспоминает Сонни Роллинз.
Глядя на фотографию можно заметить не только знаменитых джазменов, представляющих собой центр всей композиции, но также и мальчишек, сидящих на первом плане. Как рассказывал сам Арт Кейн, поспособствовал этому Каунт Бейси, присевший на корточки. Для того, чтобы композиция была целостной, Кейн пригласил ребят, которые жили на той же улице или неподалеку, устроиться рядом со звездой. Такая деталь, добавила неповторимости и игривости в эпохальное групповое фото величайших джазменов в истории.
«Определенные вещи в конечном итоге меняют первоначальную задумку. Фотография стала частью нашей культуры», – Джонатан Кейн.
Сделав фото Великий день в Гарлеме, культовый фотограф Арт Кейн смог поймать частичку «магии» джазовой музыки. Он почувствовал энергетику каждого участника и смог собрать ее воедино, чтобы передать с помощью фотографии. Глядя на нее, даже через многие десятилетия легко почувствовать непосредственность той встречи в Гарлеме. Это было здесь. Это прошло. Это все еще происходит.
Музыканты на фотографии:
1Hilton Jefferson 2Benny Golson 3Art Farmer 4Wilbur Ware 5Art Blakey 6Chubby Jackson 7Johnny Griffin 8Dickie Wells 9Buck Clayton 10Taft Jordan 11Zutty Singleton 12Red Allen 13Tyree Glenn 14Miff Molo 15Sonny Greer 16Jay C. Higginbotham 17Jimmy Jones 18Charles Mingus 19Jo Jones 20Gene Krupa 21Max Kaminsky 22George Wettling 23 Bud Freeman 24Pee Wee Russell 25Ernie Wilkins 26Buster Bailey 27Osie Johnson 28Gigi Gryce 29Hank Jones 30Eddie Locke 31Horace Silver 32Luckey Roberts 33Maxine Sullivan 34Jimmy Rushing 35Joe Thomas 36Scoville Browne 37Stuff Smith 38Bill Crump 39Coleman Hawkins 40Rudy Powell 41Oscar Pettiford 42Sahib Shihab 43Marian McPartland 44Sonny Rollins 45Lawrence Brown 46Mary Lou Williams 47Emmett Berry 48Thelonius Monk 49Vic Dickenson 50Milt Hinton 51Lester Young 52Rex Stewart 53J.C. Heard 54Gerry Mulligan 55Roy Eldgridge 56Dizzy Gillespie 57Count Basie
* Браунстоун — типичные для середины позапрошлого и начала прошлого века дома для постоянного проживания горожан со средним достатком. Формируют архитектурный уровень старого города — узкие улицы с чрезвычайно плотной застройкой. Название сформировалось в соответствии с цветом материала стен — дома кирпично-коричневого цвета. Во времена сухого закона в подобных строениях часто размещали незаконные бары, наличие черного хода облегчало бегство во время облав. Таких домов до сих пор много в западном Бруклине, Виллиджах и некоторых частях Гарлема.